Игумен Сергий (Рыбко): Спасутся ли неправославные?

Спасутся ли неправославные? – Не спасутся!

Игумен Сергий (Рыбко)

Во все времена Православная Церковь проповедовала, что вне Православия спастись нельзя. Но в начале XX века различные модернисты и заучившиеся богословы стали учить, что спасение возможно и вне Православия, что у католиков тоже церковь, что существуют, якобы, разные «ветви» Церкви, и так далее. Подобных публикаций появляется все больше.

В №8 (сентябрь 2019 г.) газеты «Крестовский мост» опубликован ответ протоиерея Максима Козлова на вопрос, спасутся ли неправославные. К сожалению, отец Максим дал ответ, не соответствующий православному учению. Он говорит: «Что касается католиков и протестантов, верующих во Христа, то их нельзя считать людьми, совершенно чуждыми Церкви».

Простите, а кем их тогда считать? Церковь есть Единая Соборная Православная Церковь, а они отделились от Вселенского Православия.

Дальше говорит о.Максим: «Какова будет судьба душ тех людей, которые далеки от Христа, мы не знаем». Как это: мы не знаем?

На вопрос, спасутся ли католики, следует его ответ: «Мы не знаем, мы не можем суд произносить». Такой ответ – это неправославие! Это отступление от Бога! Мы не знаем, а Церковь – знает! Церковь давно произнесла суд на всех еретиков. В том числе, и современных.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Отцы Церкви никогда не называли еретиков христианами. Поэтому католиков я никак не могу назвать христианами, а называю еретиками-латинянами».

Далее говорит в интервью отец Максим Козлов: «Границы Небесной Церкви устанавливает Сам Господь: Его суд и Его милость определяют судьбу человеческой души».

А в Евангелии Господь сказал: Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день. (Ин. 12; 48)

То есть, проповедано Евангелие, дано Божественное Откровение. Там все сказано. Те, кто преступают его границы, те, кто отделяются от Церкви, уже осуждены. Если они в таком состоянии умирают, то, к сожалению, помочь им ничем нельзя.

Как-то я спросил одного священника, который долгое время нес послушание в Южной Америке, как он считает, спасутся ли католики. Он ответил: «Да, конечно! Если покаются и примут Православие в Русской Православной Церкви».

Отец Максим Козлов ссылается на слова из письма свт.Феофана, который на вопрос, спасутся ли католики, ответил одному из адресатов: «Не знаю, спасутся ли они, а я без Православия не спасусь». Этими словами часто пользуются те, кто искажает учение Церкви: раз свт.Феофан сказал, что «не знает», значит, католики могут спастись, — рассуждают они.

Однако есть и другие высказывания святителя Феофана Затворника на эту тему. Приведем несколько цитат из его «Сборника слов и проповедей о Православии с предостережениями от погрешений против него», где он ясно опровергает ереси и заблуждения своего времени:

«Католики помутили апостольское Предание. Протестанты взялись поправить дело и ещё хуже сделали. У католиков папа один, а у протестантов – что ни протестант, то папа».

«Учение Божественное должно всегда пребывать единым и неизменным, как неизменен и вечен Сам Бог».

«Ни у папистов[1], ни у протестантов, ни у Англичан …нет Истины Божией, — настоящей, чистой, полной. Она пребывает только в единой истинной Церкви Православной».

«Когда на Западе множилось такое разнообразие вер, более или менее ложных, на Востоке неизменною пребывала в своем веровании Православная Церковь, единая иcтинная, Божию Истину содержащая, ту самую Истину, которая возвещена Господом Спасителем и насаждена в Церкви святыми Его апостолами. Мы, сыны Церкви Православной, содержим сию Истину и стоим на ней. Чрез целый ряд веков шла непреложная Истина в Церкви Православной и до нас дошла. Стоит в Истине Святая Церковь; стоим в ней и мы». (Эл. ресурс: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/o-pravoslavii-s-predosterezhenijami-ot-pogreshenij-protiv-nego/)

Еще пишет свт.Феофан: «А вот есть же люди, которые говорят: как хочешь веруй, только живи хорошо и ничего не бойся, – как будто можно жить хорошо, не имея здравых понятий о предметах, сообщаемых истинной верою. Не обольщайтесь, братия! В состав истинной жизни входит не одно поведение, но и здравый образ мыслей». (Пять поучений о пути ко спасению. Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь, 2006).

«Церквами христианскими, как тебе, конечно, известно, именуются, кроме Православной нашей Церкви, церковь латинская и многие христианские общества протестантские. Но ни латинской церкви, ни тем паче протестантских общин не следует признавать истинными Христовыми Церквами – потому что они несообразны с Апостольским Церкви Божией устроением». (Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. М. 1892. С. 230).

Приведу высказывания и других православных святых.

 

Преподобный Иосиф Оптинский:

«Душе же неправоверующего, умершего при своих заблуждениях и не принесшего в них искреннего покаяния пред Господом, какая может быть надежда на спасение? И как и о чем молиться за такую душу?» (Житие Оптинского старца Иосифа. Козельск, 1993. С. 180.)

 

Архимандрит Иоанн Крестьянкин в своей проповеди, произнесенной в 1991 году, приводит следующую цитату: «Патриарх русский Филарет говорил: «Латиняне-папежники — суть сквернейшие и злейшие из всех еретиков, ибо они приняли в свой закон проклятые ереси всех древних эллинских, агарянских, еретических вер, и подпадают под ту часть 95-го правила, в которой говорится о еретиках».»

 

Святой праведный Иоанн Кронштадтский:

«Только одна истинная и всеспасительная в мире вера – вера православная: она такова по истории, по своей истине, по самому существу, полному света и жизненной силы – чего о других вероисповеданиях сказать нельзя, ибо в них истина перемешана с ложными человеческими мудрованиями, установлениями и правилами, противными Откровению и сильно затрудняющими спасение душ. Небо и земля прейдут, словеса же Мои не прейдут (Мф. 24; 35), – говорит Господь. Между тем, в инославных вероисповеданиях многие слова Господни извращены (о Духе Святом, об обоих видах Причащения, о главенстве Церкви)».

«Будем же твердо держаться Святой Церкви и своей православной веры. Только Православная Церковь есть столп и утверждение Истины, ибо в ней почивает вечно Дух Истины, свидетельствующий непрестанно и громко всему миру об истине её». (Эл. ресурс: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshtadtskij/zolotye-slova/  )

 

Священномученик Киприан Карфагенский:

«Если рассмотреть веру тех, которые веруют вне Церкви, то окажется, что у всех еретиков совсем иная вера; даже, собственно говоря, у них одно изуверство, богохульство и прение, враждующие против святости и истины».

«Быть вне Церкви и оставаться христианином, по убеждению св. Киприана, невозможно. – пишет сщмч. Илларион Троицкий. — Наконец, в трактате «О единстве Церкви» читаем мы знаменитые слова: «Тот, кто не может уже иметь отцом Бога, тот не имеет матерью Церковь». Святой Киприан совершенно отказывает всем стоящим вне Церкви в названии «христиан», как бы повторяя решительное восклицание своего учителя Тертуллиана: «Еретики не могут быть христианами!»

Это цитата из работы сщмч. Иллариона Троицкого «Христианства нет без Церкви». Вот что пишет сщмч.Илларион далее:

«Мы должны признать истину: христианство от Церкви совершенно неотделимо и без Церкви христианство невозможно».

«Многие ли имеют столько мужества, чтобы смело исповедать: «Да, я верую в единую Святую, Соборную и апостольскую Церковь, принадлежу к святой Православной Церкви, и потому я – самый передовой человек, ибо в Церкви только возможна та новая жизнь, ради которой Сын Божий приходил на грешную землю; только в Церкви можно приходить в меру полного возраста Христова, – следовательно, только в Церкви возможен подлинный прогресс, истинное спасение!»

(Эл.ресурс: https://verapravoslavnaya.ru/?Troickii_Hristianstva_net_bez_Cerkvi)

 

Святой Афанасий Великий начинает свой Символ веры такими словами: «Кто хочет спастись, тот должен прежде всего содержать кафолическую веру, коей если кто не соблюдет в целости и непорочности, тот несомненно погибнет навсегда». (Следованная Псалтирь).

 

Наконец, свт. Игнатий (Брянчанинов). Приведем часть письма святителя о невозможности спасения вне Церкви:

««Отчего не спастись, — пишете Вы, — язычникам, магометанам и, так называемым, еретикам? между ними есть предобрые люди. Погубить этих добрейших людей было бы противно милосердию Божию!… Да! это противно даже здравому разуму человеческому! — А еретики – те же христиане. Считать себя спасенными, а членов прочих верований погибшими, это – безумно и крайне гордо!»

Вот истинное учение об этом предмете, учение Святой, Вселенской Церкви: Спасение заключается в возвращении общения с Богом. Это общение потерял весь род человеческий грехопадением праотцев. Весь род человеческий – разряд существ погибших. Погибель – удел всех людей, и добродетельных и злодеев. Зачинаемся в беззаконии, родимся во грехе.

«Сниду к сыну моему сетуя во ад», — говорит св. патриарх Иаков о себе и святом сыне своем Иосифе, целомудренном и прекрасном! Нисходили во ад по окончании земнаго странствования не только грешники, но и праведники Ветхого Завета. Такова сила добрых дел человеческих. Такова цена добродетелей естества нашего падшаго! Чтоб восстановить общение человека с Богом, иначе, для спасения, необходимо было искупление.

Искупление рода человеческаго было совершено не Ангелом, не Архангелом, не каким-нибудь еще из высших, но ограниченных и сотворенных существ, — совершено было Самим беспредельным Богом. Казни – жребий рода человеческаго, заменены Его казнию; недостаток заслуг человеческих заменен Его бесконечным достоинством. Все добрыя дела человеческия, немощныя, нисходившия во ад, заменены одним могущественным добрым делом: верою в Господа нашего Иисуса Христа. Спросили Господа иудеи: Что сотворим, да делаем дела Божия? Господь отвечал им: се есть дело Божие, да веруете в Того, Его же посла Он (Иоанн. 6, 28, 29). Одно доброе дело нужно нам для спасения: вера; — но вера – дело. Верою, одною верою мы можем войти в общение с Богом при посредстве дарованных им Таинств.

Напрасно ж, ошибочно Вы думаете и говорите, что добрые люди между язычниками и магометанами спасутся, т.е. вступят в общение с Богом! напрасно Вы смотрите на противную тому мысль как бы на новизну, как бы на вкравшееся заблуждение! Нет! таково постоянное учение истинной Церкви, и Ветхозаветной и Новозаветной. Церковь всегда признавала, что одно средство спасения: Искупитель! она признавала, что величайшие добродетели падшаго естества нисходят во ад. Если праведники истинной Церкви, светильники, из которых светил Дух Святый, пророки и чудотворцы, веровавшие в грядущаго Искупителя, но кончиною предварившие пришествие Искупителя, нисходили во ад, то как Вы хотите, чтоб язычники и магометане, за то, что они кажутся Вам добренькими, не познавшие и не уверовавшие в Искупителя, получили спасение, доставляемое одним, одним, повторяю Вам, средством, — верою в Искупителя?

Христиане! познайте Христа! — Поймите, что Вы Его не знаете, что Вы отрицались Его, признавая спасение возможным без Него за какия-то добрыя дела! Признающий возможность спасения без веры во Христа, отрицается Христа, и, может быть не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства. Мыслим убо, — говорит св. Апостол Павел, — верою оправдатися человеку, без дел закона (Рим. 3, 28). Правда же Божия верою христианскою во всех и на всех верующих: несть бо разнствия. Вси бо согрешиша и лишены суть славы Божией: оправдаемы туне благодатию Его, избавлением, еже о Христе Иисусе (Рим. 3; 22-24).

«Вы говорите: «еретики те же христиане». Откуда Вы это взяли? Иначе рассуждают об этом истинные христиане! Многочисленные сонмы святых прияли венец мученический, предпочли лютейшия и продолжительнейшия муки, темницу, изгнание, нежели согласиться на участие с еретиками в их богохульном учении. Вселенская Церковь всегда признавала ересь смертным грехом, всегда признавала, что человек, зараженный страшным недугом ереси, мертв душею, чужд благодати и спасения, в общении с диаволом и его погибелию.

…Займитесь чтением Новаго Завета и Святых Отцов Православной Церкви (отнюдь не Терезы, не Францисков и прочих западных сумасшедших, которых их еретическая церковь выдает за святых); изучите в Святых Отцах Православной Церкви[2], как правильно понимать Писание, какое жительство, какия мысли и чувствования приличествуют христианину. Из Писания и живой веры изучите Христа и христианство».

(Святитель Игнатий (Брянчанинов). Сочинения. Т. 4. Аскетическая проповедь и письма к мирянам. М.: Правило веры, 1993, письмо 28)

 

Священномученик Косьма Этолийский:

«Братья мои, я учился сорок и пятьдесят лет. Я прочёл много книг об иудеях, идолопоклонниках, и о мусульманах и еретиках. Я изучил глубины мудрости. Все другие веры – ложные и поддельные. Только наша вера, святое Православие, истинна и свята…Радуйтесь и веселитесь, что вы оказались благочестивыми православными христианами. И плачьте и сожалейте о нечестивых, неверующих и еретиках, которые идут во тьму и в руки дьявола». (Поучения, 7)

 

Вот так смотрели на этот вопрос Святые Отцы! Есть великое множество цитат из разных Отцов, но объем публикации не позволяет привести их все.

Хочу рассказать о моем собственном опыте. Когда я был еще совсем юным, только начинал ходить в храм, никак я не мог понять, почему спасутся только православные? Сколько хороших, добрых людей, неужели все погибнут? Еретики, иноверцы, другие хорошие люди?

У меня был хороший друг, батюшка. Однажды он говорит: «Как ты думаешь, прп. Серафим Саровский точно спасся?» «Конечно же, — отвечаю я, — точно спасся, никаких у меня сомнений нет!» — «А Игнатий Лойола? Фома Кемпийский? Франциск Ассизский? Спаслись ли они?»  Тут я задумался, и говорю: «Я не могу быть в этом уверен!» — «А что говорить о Магомете,  Будде и прочих?» — «Ну это, как-то совсем сомнительно, что они спаслись». «Вот видишь, православные святые точно спаслись. Вот на них и ориентируйся, и живи, как они жили и как учили. А то на Страшном Суде поставят нас всех и спросят: Кому ты подражал? – Серафиму Саровскому, Сергию Радонежскому, блаженной Ксении. – Хорошо, иди в Царствие Небесное. А другого спросят – а ты кому подражал? — Фоме Кемпийскому, Игнатию Лойоле, Франциску Ассизскому. – Ну, поскольку учителя сомнительные, прости, ты проводил жизнь не правильную. Как же ты можешь Царствие Небесное наследовать?»

В интервью о.Максима есть заслуживающее внимания утверждение: «Среди тех, кто не знает Христа, есть люди, поступающие по-христиански, относящиеся к ближним с любовью, и со смирением. О таких писал св.ап. Павел: не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:  они показывают, что дело закона у них написано в сердцах (Рим. 2; 13)

Видимо, о.Максим полагает, что язычники, то есть вообще вне Христианства находящиеся люди, если живут по совести, могут спастись. Мне тоже хотелось бы, чтобы они спаслись. Но Святые Отцы единогласно объясняют это место Священного Писания так: язычники, живущие по совести, могут прийти к Православной вере, принять Крещение, начать жить по Евангельским заповедям; только тогда они могут спастись. Поэтому добрые, хорошие язычники, магометане, индуисты, если будут жить по совести, будут творить добро и дела милосердия, Господь откроет им красоту и Истину Православия и приведет в Церковь. Только тогда может идти речь об их спасении. «Вне Церкви нет спасения» (сщмч. Киприан Карфагенский).

«Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера Православная, сия вера вселенную утверди!» (Чин молебна на праздник Торжества Православия).

[1] Католиков.

[2] Святые Отцы – это Отцы и учителя Церкви, причисленные ею к лику святых.

1 (28)

Добавить комментарий