Иерей Геннадий: Воскрешение дочери Иаира…

Когда мы слышим повествование о чудесах нашего Господа, у нас возникает очень важный вопрос: «Что нужно каждому из нас для того, чтобы получать от Господа просимое?»

В сегодняшнем Евангелии мы с вами слышали, что Господь во всеуслышание задаёт вопрос: «Кто прикоснулся ко Мне? Ибо некто прикоснулся ко Мне, и Я почувствовал силу, исходящую из Меня». На это апостол Петр отвечает: «Учитель, десятки людей тебя окружают, толкают, касаются Тебя, а Ты говоришь: «Некто прикоснулся ко Мне?!»

Почему десятки, сотни, тысячи людей приходят в храмы, исповедуются и причащаются, а получают просимое единицы? В сегодняшнем Евангельском зачале мы находим ответ на этот вопрос.

Ко Христу подходит начальник синагоги. Обратите внимание: он не может не знать того негативного отношения, которое первосвященники, фарисеи и книжники имели ко Господу и внушали прочим. Он уже был гоним, Он уже вынужден был скрываться от иудеев, которые неоднократно брались за камни, чтобы побить Его — одни за то, что Он нарушал субботу, другие за то, что Он «Себя Сыном Божиим творил». Но мы видим, что этот человек переступает психологический барьер. Он чувствует нечто большее, чем обязанность жить по закону своих современников, подходит к Господу и просит Его.

То же самое можно сказать и о женщине, подошедшей ко Христу за исцелением. Она знает, как иудеянка, что пребывает в нечистоте. Правила её поведения было четко регламентированы ветхозаветным Законом: нечистый человек не мог прикасаться ни к кому, потому что осквернял даже вещь, к которой прикасался. Это было серьезным нарушением Закона, но женщина касается Учителя и, вдруг, «течение крови престает». Мы видим, что они оба находятся выше Закона, выше той праведности, к которой призывал Бог всякого ветхозаветного ортодоксального иудея. Они исповедуют величайшую милость Божию, то, что Он любит их и, именно в силу Своей любви и милосердия, Он не откажет им в их просьбе. И Христос откликнулся на их крик о помощи.

Однако, что должны были подумать подопечные Иаира (над которыми он начальствовал в синагоге), когда он обратился к Тому, о Котором говорили, что в Нем бес, что Человек этот грешник, что Он сын плотника, а не Бога; что должны были они подумать о той женщине, которая кинулась Господа вопреки установлениям Закона? Возможно, они осудили их. Но главное, что этого не сделал Господь. И для нас это очень важный урок!

Мы очень часто настолько увлекаемся обрядом, который совершаем, настолько связываемся по рукам и ногам молитвенными правилами, постами, коленопреклонениями и богослужениями, что забываем о цели, ради чего все это. И, как только забываем, становимся исполнителями Закона по букве, а не по духу. К чему же призывает нас наш православный Закон, для чего мы ходим в храм, исповедуемся, причащаемся? Исключительно для одного: для того, чтобы раскрыть в своем сердце любовь ко Господу и почувствовать, что Он любит нас, ощутить, что спасение — великий акт милосердия Божия.

Сегодняшнее апостольское чтение (если кто внимательно слушал послание к Ефесянам) именно об этом. Апостол Павел трижды повторяет мысль о том, что Господь спасает верующего человека благодатью, «и сие — говорит он, — не от вас, а Божий дар», то есть дар Его милости. И вот когда Господь, смотрящий на сердце человека, видит, что я подхожу к Нему надеясь исключительно на Его милосердие по отношению ко мне (каким бы я ни был плохим в глазах людей), Он обязательно отзовется на мою просьбу, мою боль и скорбь. Но как часто совсем по-другому происходит с нами, прихожанами храмов, которые прекрасно знают Закон, знают, как войти в храм, как поставить свечи, через какое плечо их передать, как подойти к иконе, десятилетиями исповедуются и причащаются, но ничего не получают. И нам бывает непонятно, как это вдруг человек, пришедший с улицы, заплачет перед иконой и уйдет утешенным? Мы ведём себя неподобающим образом по отношению к этим людям, которых мы презрительно называем «захожанами», и часто очень поступаем так жестоко, так больно бьем их своими словами и взглядами, что они оставляют храм и уходят из него, и больше не возвращаются.

Становится страшно за то «православие», которое мы являем: показное упование на Бога и никакого милосердия к ближнему, приходящему в храм. Между тем евангельская истина очень проста: все люди, вне зависимости от того, верующий человек или неверующий, даже крещеный или некрещеный, для Господа делятся на две группы (третьей не дано): это грешники кающиеся и «праведники», не имеющие нужды в покаянии. И в этом смысле можно утверждать: для Христа дороже одна без платка пришедшая в храм и накрашенная женщина, которая плачет перед Господом, чем сто в самых православных платьях и платках, но не имеющих нужды в покаянии! Для Господа будет дороже один человек, пусть не знающий Символа Веры, но искренне сожалеющий о том, что недостойно живет, чем сотня богословов, прекрасно знающих всю догматику и апологетику, но не имеющих нужды в покаянии!

По отношению к ближнему мы должны являть любовь: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». По отношению же к себе тоже все очень просто: лучше быть грешником кающимся, чем праведником, не имеющим нужды в покаянии. Тогда с какими бы просьбами мы ни обращались к нашему Господу – получим просимое, и всегда будем слышать от Него то, что Он сказал Иаиру — «Не бойся, только веруй!», а кровоточивой — «Дерзай! Вера твоя спасла тебя!» Аминь.