Проповедь в Неделю жен-мироносиц. Иерея Геннадия Орлова.
Христос воскресе!
Третье воскресенье пасхального цикла посвящено прославлению духовного подвига жен-мироносиц.
Этот праздник посвящен Христовым ученицам, не оставившим Его даже в те минуты, когда апостолы в страхе разбежались. И событие, воспоминаемое в этот день, тоже, на первый взгляд, самое обыденное: не успев совершить погребальный обряд над умершим Спасителем из-за приближавшейся субботы, женщины на третий день после Его крестной смерти поспешили ко гробу. С собою они несли миро — дорогое пахучее масло.
Верили ли они в то, что снова увидят Господа живым? Вряд ли. Как и для остальных учеников, распятие и смерть Иисуса были для них своеобразным финалом — с казнью Христа эти женщины утратили значительную часть смысла дальнейшего своего существования. Но любовь — безусловная и безграничная — подняла мироносиц среди ночи и заставила идти к месту погребения Христа.
Огромная чистая вера святых женщин была вознаграждена. Когда они приближались к могиле, рассуждали между собой, что вход в погребальную камеру завален тяжелым камнем, и они не в силах еë открыть. Но когда увидели, что пещера открыта, заглянули вовнутрь и встретили ангела, который сказал им, что Тот, Кого они ищут, воскрес и ждет их в Галилее. Ученицы Христовы поверили сразу и безо всякого сомнения. Получив благую весть, они бросились обратно в город, рассказать обо всëм апостолам.

У гроба осталась лишь Мария Магдалина, которая либо пришла не со всеми, либо просто решила побыть наедине, чтобы лучше понять случившееся. Она ещё не до конца осознала величие этого момента, когда перед нею появился Сам Христос — живой, воскресший!
Потом Господь явился и остальным. Но первыми радостную новость о Воскресении Спасителя узнали именно они, мироносицы — женщины, которые не побоялись ни преследования старейшин, ни возможной грубости охраны, ни других опасностей, подстерегающих человека ночью. Ученицами двигала любовь — та самая любовь, которой их учил Господь, и которая не ведает никаких преград — даже смерти.
День жен-мироносиц в Православии считается аналогом 8 марта. Только вместо сомнительного идеала женщины-революционерки и феминистки-бунтарки Церковь восхваляет совсем иные качества наших матерей, супруг, сестер. Прежде всего, это великая жертвенность, верность, любовь и живая пламенная вера, могущая всё преодолеть. Те самые вера и любовь, которые в полной мере доступны лишь немощному женскому естеству. Вот уж точно сказано: «Сила Божия в немощи совершается».
Сколько мироносиц было всего, мы доподлинно не знаем. Евангелие просто перечисляет их по именам, и только лишь нескольких женщин называет более-менее конкретно. Церковная традиция усвоила звание мироносиц семи или восьми ученицам Христа. А Магдалина и вовсе удостоилась чести называться равноапостольной.
Я хочу призвать наших мужчин не забывать о трудах и подвигах и наших женщин, которые при всей немощности своей природы как-то умудряются и веру Христову соблюсти, и о семье позаботиться, и детей воспитать в христианском благочестии. Апостол Павел завещал мужьям беречь жëн, как тонкостенный стеклянный сосуд. В те времена стекло было дорогим, а тонкостенное вообще было чуть ли ни драгоценностью. «Тако да возлюбит муж жену, как свою плоть. Никто не может ненавидеть свою плоть, но питает и греет еë». Семья — не только » ячейка общества», но и «малая Церковь». Будет любовь в семьях — будет и во всëм мире. Аминь.

Богородица
Традиционно Пресвятая Дева не входит в число жен-мироносиц, но некоторые толкователи считают, что «Мария Иаковлева» (Мк. 16: 1) и «другая Мария» (Мф. 28: 1) — это и есть Мать Христа. Дело в том, что Она после смерти своего мужа Иосифа взяла на попечение его младших детей от первого брака, и вполне законно считалась матерью Иакова. Но даже если Богородица и не была среди мироносиц, Она все равно считается первой, кто получил весть о Воскресении Сына — согласно преданиям, ангел явился Ей лично и рассказал самую главную новость на свете.
Пречистая некоторое время жила в Иерусалиме в доме апостола Иоанна Богослова, которому Господь ещё на Голгофе доверил заботу о Своей уже немолодой Матери. После ухода апостолов на проповедь, Ей тоже достался жребий миссионерства. Изначально это были земли современной Грузии, но туда попасть Святая Дева так и не смогла. Местом Ее апостольства стал Афон, куда Она попала после шторма, по пути в гости к епископу Лазарю, который жил на Кипре. Некоторое время Богородица жила в Эфесе. Умерла в Иерусалиме, похоронена там же — в Гефсиманском саду. Однако тела в Ее гробнице нет — предание гласит, что Сын на третий день после кончины вознес Ее в небесную славу вместе с телом.
Мария Магдалина
Сведения об этой женщине путаные. Одни усматривают в ней знаменитую евангельскую блудницу, которую Христос спас от побивания камнями и которая помазала Ему ноги миром в доме фарисея. Другие видят в ней простую еврейку, исцеленную Христом от тяжкого недуга одержимости и бесноватости. После выхода апостолов на проповедь она пренебрегла всеми тогдашними нормами (женщине запрещалось проповедовать самой) и в одиночку ходила из города в город, возвещая всем о воскресшем Учителе. По одной версии жития, Магдалина окончила свои дни в доме Иоанна Богослова в Эфесе, дожив до глубокой старости. Другие варианты биографии говорят о том, что Мария конец жизни провела в покаянии, около тридцати лет живя в пещере близ Марселя. Перед смертью, согласно западным житиям, Магдалину причастил случайно забредший к ней священник. Он же и похоронил святую.
Марфа и Мария, сестры Лазаря
Сведения об этих женщинах очень скудны. Вместе с братом, которого некогда воскресил Сам Христос, они перебрались из Иерусалима на Кипр, где помогали Лазарю нести епископское служение. Где, когда и как умерли святые сестры — неизвестно.
Иоанна
Она была женой Хузы — одного из чиновников при дворе правителя Галилеи Ирода Антипы. Иоанна занимала очень высокое положение, обладала большим влиянием и связями. В дни проповеди Христа именно Иоанна брала на себя львиную долю расходов апостольской общины, заботясь о пропитании и всем необходимом для Господа и Его учеников. Есть версия, что такая щедрость столь знатной дамы неслучайна — по мнению ряда толкователей, сын царедворца, исцеленный Христом (Ин. 4: 46 — 54), был ребенком Иоанны, и благодарная женщина после этого служила Спасителю всем, чем могла.
С ее именем связана история головы Иоанна Крестителя. Как известно, за свои обличения в адрес Ирода Предтеча сначала подвергся аресту, а затем был обезглавлен по навету Иродиады — Иродовой сожительницы. После того, как нечестивая женщина надругалась над главой ненавистного ей пророка, она выбросила свой «трофей» на свалку. Иоанна, видя все это и глубоко скорбя о смерти Предтечи, тайно ночью взяла главу, положила её в глиняный сосуд и погребла на горе Елеонской, в одном из поместий Ирода.
Мария Клеопова
О ней практически ничего не известно. Была одной из родственниц Христа. По одной версии, Мария приходилась не то дочерью, не то женой Клеопе — брату Иосифа Обручника. Другая версия, весьма маловероятная, говорит о том, что эта женщина была двоюродной сестрой ресвятой Богородицы.
Мария Иаковлева
С этой женщиной больше всего неясностей. По преданиям, она являлась младшей дочерью Иосифа Обручника, находилась в очень теплых отношениях с Богородицей и была, по сути, Ее ближайшей подругой. Вполне вероятно, что это и есть Мария Клеопова. Иаковлевой она стала называться потому, что один из ее сыновей — Иаков — входил в число апостолов.
Сусанна
Самая загадочная из мироносиц. Она служила Христу от своего имения, то есть, видимо, была довольно обеспеченной. Больше о ней неизвестно ничего