История храма в наши дни

Восстановление храма

Храм Сошествия Св. Духа был возвращен Церкви в 1991 году, хотя еще несколько лет после этого в трапезной части находились мастерские Театра оперетты. Первые тяжелые труды по возрождению изуродованного храма выпали на долю ныне покойного протоиерея Иоанна Мазова.

С 1994 года настоятелем храма на Лазаревском кладбище является архимандрит Сергий (Рыбко). С батюшкой трудиться в храм пришло много молодежи.

Восстановление храма потребовало огромных трудов: пришлось ломать отбойником разделявшую храм пополам капитальную кирпичную стену и кладку в оконных проемах, разваривать огромные балки для снятия репетиционной сцены, класть новый пол, по всей площади внутри и снаружи штукатурить стены и потолки, по обломкам и фотографиям восстанавливать лепные украшения, делать отмостку и разравнивать территорию вокруг храма, который оказался в опасном углублении.

Вначале, в самый трудный период восстановительных работ нам бескорыстно помогал Молодежный Православный Центр «Реставрос», руководитель которого  –  один из праведников нашего времени, блаженной памяти Константин Козлов скончался в 1998 году.

Придел св. апостола Луки  по благословению Святейшего Патриарха Московского Алексия II ныне освящен в честь святителя Игнатия Ставропольского, который особенно почитается в нашем приходе.

Его имя носит и православное издательство, с 1994 года действующее при храме. Цели издательства – прежде всего просветительские, при этом распространение книг – практически единственный источник средств для восстановления храма, которых требуется немало.

После выхода в свет одной из книг о Новомучениках — «Узники коммунизма» -посвященной, главным образом, страдальцам северных лагерей, нашему храму передали удивительную икону. История ее такова.

В 1967 г. на Севере, на реке Дулгалах, притоке р. Яны (в 2х–3х тыс. км. восточнее р. Лены) работали геологи, прилетая туда на вертолетах из городка на Лене. По этой местности гнали заключенных пешком до места назначения. Все эти три тысячи километров тянется скорбная дорога шириной пять метров, утрамбованная тысячами ног настолько, что спустя двенадцать лет после закрытия лагерей она была лучше и ровнее любого асфальта. Заключенные шли по ней только в одном направлении—на восток: больше полугода там мало кто выдерживал – умирали. По сторонам дороги сохранились тропинки, вытоптанные конвоирами.

На левом притоке р. Дулгалах, реке Улага геологи обнаружили две избушки, которые предназначались для отдыха конвоиров. Заключенные же отдыхали под открытым небом, где был огорожен колючей проволокой большой участок земли. В одной из изб на стене висели две иконы, прибитые к стене. Под иконами была надпись: «Гнали нас больных. Думали здесь отдохнуть, но наши начальники решили иначе», и восемь фамилий. По всей видимости, эти люди были расстреляны, как уже негодные для работы. Других же гнали дальше на место работ, где они не доживали уже до следующего лета, и были погребены, вернее, просто сброшены в штольни, где вечная мерзлота сохранила нетленными тысячи тел.

Одна из найденных геологами икон, принадлежавшая кому-то из беззвестных страдальцев, была завещана нашему храму рабой Божией Лидией, у которой она находилась. На иконе изображен Воскресший Спаситель на голубом фоне, в лучах славы, с раскрытым Евангелием в руках. Не смотря на то, что икона живописная, она производит необыкновенное впечатление. Лик Спасителя бесконечно кроткий и милостивый.

Одна из наших прихожанок подарила храму икону, чудесным образом обретенную ее матерью в 60-х годах в селе Творищево в Калужской области. В соседней деревне был храм Владимирской иконы Божией Матери, но безбожники его взорвали. Других храмов поблизости не было. Мать – Скоблякова Лидия Андреевна – была всегда верующим человеком, но действующего храма поблизости не имелось, священников дети и не видели никогда. Однажды, возвращаясь с сенокоса очень усталая, споткнулась о деревянную доску. А когда, вернувшись домой, она задремала, в тонком сне ей явилась Сама Пресвятая Богородица, сказав: «Что же ты Меня попираешь ногами? Я же твоя Заступница! Иди и возьми икону». Лидия Андреевна поспешила на то место и обрела икону, которая сначала была темной, но со временем посветлела. Этот образ – Владимирский – многие годы благоговейно почитавшийся в этой семье, ограждал ее от бед и напастей.

Так как Лазаревское кладбище было полностью уничтожено в советское время, при возрожденном храме в память о всех погребенных на кладбище, останки которых и доныне покоятся здесь, была выстроена часовня в честь Владимирской иконы Божией Матери.

Храм на Лазаревском кладбище