Подать удаленно поминовение

Можно подать удаленно поминовение в наш храм

Присылайте записки с дорогими именами по эл. почте: hramlazarevskoe@mail.ru или на телеграм-бот храма: @AzEsmiBot 
Пожертвования можно отправлять на карту СБ, привязанную к телефону: 89262966602 (Вера Юрьевна К.)
Все поминовения в тот же день передадут священникам на богослужение, по ним будут вынуты частички на проскомидии, затем в зависимости от вида записки отслужат молебны или панихиды.

Рекомендуемые пожертвования за записки:

  • Простая записка о здравии или о упокоении(вынимаются частички на проскомидии)—30 р.
  • Молебен или панихида (вынимаются частички на проскомидии и поминается на молебне или панихиде)                                                                                                                                   —  100 р.
  • Заказная записка (поминается во время Литургии —на проскомидии, на ектении, во время пения «Достойно…», и на ближайшем молебне или панихиде). Одно имя                     — 100 р.
  • Сорокоуст о здравии или о упокоении. Одно имя                                                              —   300 р.

Подборка фотографий почившего настоятеля, архимандрита Сергия (Рыбко) разных лет

 

Борис Якеменко. Тележурналист и писатель. Об отце Сергие.

Сегодня ночью отошел ко Господу архимандрит Сергий (Рыбко).

Оптинский монах, миссионер, проповедник, просветитель, настоятель нескольких храмов, создатель сестричества Игнатия Брянчанинова.

Мы были знакомы минимум 20 лет и особенно сблизились, когда я начал руководить «Православным корпусом» молодежного движения «Наши». Этот корпус был уникальной попыткой соединить церковную и светскую молодежь, объединить Церковь и государство в деле воспитания и просвещения молодых людей.
Главным ежегодным событием была «Православная смена» на форуме «Селигер», собиравшая от 700 до 1500 человек. На форуме работали миссионерские проекты, служились литургии под открытым небом, сотни людей впервые знакомились с православием.
Отца Сергия я знал, как яркого проповедника, первого священника, который активно работал с русскими рокерами и членами субкультур. В его храме бывали Кен Хенсли, группа «Ван Хален» и другие звезды западного и отечественного рока. Когда я пришел к отцу Сергию с предложением поехать на форум, он немедленно откликнулся и выехал … почти со всем сестричеством и частью духовенства своего храма. Не взяв с нас ни копейки (хотя мы предлагали), он потратил огромные деньги на размещение и питание духовенства и сестер (сняв большой дом рядом с форумом) и развернул колоссальную работу.
Он проповедовал, беседовал (причем даже с мусульманами – есть запись его разговора с чеченцами), просвещал, сестры из его сестричества читали лекции, распространяли литературу. Невозможно переоценить всего того, что он сделал за несколько лет «Православных смен», сколько людей благодаря ему пришло к вере. Его сестры и духовенство участвовали в наших акциях «За единство Церкви», когда началась история с Диомидом, а также в уличных миссионерских проектах.

Потом много лет мы регулярно общались, я помогал в его храме по большим праздникам. Он строил огромный собор в Бибирево без спонсоров и даяний от госкомпаний и фирм, улыбался и говорил, что все идёт по воле Господа… А я вспоминал преподобного Моисея Оптинского, который как-то пригласил к себе инженеров и строителей и сказал, что затевает постройку храма. Те спросили «А деньги у вас есть?» Преподобный вытащил из кармана пару десятков мятых бумажных рублей. «Так это же дело многотысячное», — изумились приглашенные. «У меня нет, так у него есть», — улыбнулся Моисей, показав на небо. Отец Сергий Рыбко доказал эту истину, построив громадный собор и украсив его десятками икон собственной иконописной мастерской.
Когда прошло освящение, он улыбался и говорил о том, что все, что он хотел сделать в жизни, он сделал и теперь каждый день на этом свете ему Бог «на чай даёт». Он очень любил и чтил святыни, много лет собирая отовсюду священные реликвии и мощи святых – в его храме на Лазаревском практически нет икон без частицы мощей, а неподалеку от иконостаса стоит громадный мощевик с сотнями частиц мощей святых (радуюсь, что некоторые частицы попали туда благодаря мне – я тоже много лет разыскиваю и раздаю святыни), а неподалеку небольшая витрина, где есть принадлежащие святым вещи.
Он страдал множеством тяжелейших болезней, любая из которых другого человека давно свела бы в гроб, в последние годы почти не ходил сам, но никогда не терял присутствия духа, не жаловался и не роптал. Он трудился, молился, созидал, просвещал до последних дней….
Вечная ему память!

Борис Якеменко. 12.08.2022г. (Историк, писатель, телеведущий)

По просьбе прихожан, песнопение Видя разбойник

Видя Разбойник:

Слава, тропарь, глас 8:

Видя разбойник / Начальника Жизни на Кресте висяща, глаголаше: / аще не бы Бог был воплощся, Иже с нами распныйся, / не бы солнце лучи [своя] потаило, / ниже бы земля трепещущи тряслася. / Но вся терпяй, помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.

Нельзя спастись без Храма и Причащения.

Управляющий делами канонической Украинской православной церкви, митрополит Бориспольский и Броварской Антоний назвал «ложным посылом» заявления, что «можно спасаться без храма» и что через причащение верующие могут заразиться коронавирусом.

Читать далее

Богослужебные песнопения, поет наш хор

 

Блаженства

 

Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся…

 

Канон Великого Четверга

 

Стихиры

 

Антифоны

Поэзии словесная краса

Поэзии словесная краса
(Стихи Евгения Кретова, нашего большого друга и прихожанина)

ПАСХА ХРИСТОВА 2023 г.

Конца Великого поста, великое значение,
Дождались наконец, пройдя немало вех,
Крестопоклонных дней и воздержаний бремя,
И с покаянием омыв слезами грех.

И скоро мы услышим долгожданный возглас,
Христос Воскресе , прозвучит нам — и в ответ,
Многоголосый хор откликнется как эхо,
Воистину Воскресе!
Воистину Воскрес!

Господь своею смертью, жало смерти вырвал,
И на Кресте — страданием нас спас,
Своим Крестом, принес он радость миру,
И Воскресением — он Свет нам жизни дал.


Когда тепло придет


Когда тепло придет, проснется,

Под снегом, спящая весна,
И, может быть, она согреет,
Нам очерствевшие сердца.

И если страсти пробудятся,
Постом их сможем обуздать,
Его держать нам и смиряться,
Чтоб в чистоте их сохранять.

Хранить покой в душе и в сердце,
И ждать с волнением тот день,
Когда пасхальный звон раздастся,
Прогнав полуночную тень.

Когда печаль…
Когда печаль снедает нас,
И мрак сомнения и тревоги,
Одолевает в этот час,
На все мы смотрим с беспокойством,
Наш дух в унынье погружен,
И в нем болезненное чувство,
Тревожит, прогоняя сон.

Мы не должны им поддаваться,
И чуствам нашим доверять,
Они на наши рассужденья,
Поставят ложную печать.

Лишь упование живое,
Поможет скорби претерпеть,
И их мучительное бремя,
С надеждой в сердце одолеть.

****

У каждого из нас свои заботы,
Они как всадник гонят нас вперед,
Живем мы в ожидании чего — то,
И верим в то, что лучшее придет.

Зимою ждем весны, весною лета,
А летом — после изнуряющей жары,
Ждем осени чарующего цвета,
Ждем первый снег и наступления зимы.

И так по кругу наши чувства пробегают,
И чтобы года времена все охватить,
Душа чего — то ждет, чего — то светлого желает,
Желает быть, желает чувствовать и жить!

ВЕСНА
Над головой — лазоревым сиянием,

Раскинулась небес простая чистота,
Деревья ветви устремили к небу,
Смиренно ожидая летнего тепла.

Прозрачная капель, вызванивая ноты,
Весенней песнею природу веселит,
Замерзших лужиц — ледяная россыпь,
С зимой прощаясь, под ногой хрустит.

Глаза закроешь — и теплом лучей весенних,
Лицо ласкает солнца нежный свет,
И ощущаешь сердцем, утомленным,
Природы, оживающей — привет!

Евгений Кретов

 

 

 

 

Проповеди иерея Николая Гончарова

Проповеди иерея Николая Гончарова

 

проповеди иерея Геннадия Орлова

Проповеди иерея Геннадия Орлова

Проповедь : О воскрешение дочери Иаира.

Когда мы слышим повествование о чудесах нашего Господа, у нас возникает очень важный вопрос: «Что нужно каждому из нас для того, чтобы получать от Господа просимое?» В сегодняшнем Евангелии мы с вами слышали, что Господь во всеуслышание задаёт вопрос: «Кто прикоснулся ко Мне? Ибо некто прикоснулся ко Мне, и Я почувствовал силу, исходящую из Меня». … Читать далее

 

 Проповедь иерея Геннадия Орлова на праздник Рождества Пресвятой Богородицы.

Дорогие братья и сестры, поздравляю вас с великим праздником Рождества Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, через  Которую явился в мiр Господь наш Иисус Христос! Иоаким и Анна, родители Пречистой, были «заматоревшие в годáх своих», то есть в преклонном возрасте. Они всю жизнь страдали от того, что Господь не даëт им чад.  А нужно заметить, что … Читать далее

Проповедь в Неделю 10-ю по Пятидесятнице
Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня Евангелие повествует нам об исцелении бесноватого отрока. Выслушав жалобы отца на то, что апостолы не смогли исцелить его сына, Иисус говорит: «Приведите его ко Мне». То есть, одно из условий исцеления — это общение с Богом. И задача апостолов, задача Его учеников (мы ведь тоже Его ученики и последователи) — привести человека к Богу. Человек есть творение Божие, как существа тварные, мы ограничены в своих возможностях, талантах и способностях. Евангелие учит нас, как правильно оказывать помощь: необходимо привести человека к Богу, чтобы не мы исцеляли, но Господь исцелял. И мы видим, что, кто бы ни подходил к Иисусу Христу, всякий получал то, что просил. А как привести человека к Богу? Только примером своей жизни по правилам Святой Церкви. Потому что если жить как-нибудь по-другому, ничего у нас не получится!

Читать далее

о.Геннадий о воскрешении дочери Иаира

Проповеди иерея Геннадия Орлова

Проповедь : О воскрешение дочери Иаира.

Когда мы слышим повествование о чудесах нашего Господа, у нас возникает очень важный вопрос: «Что нужно каждому из нас для того, чтобы получать от Господа просимое?» В сегодняшнем Евангелии мы с вами слышали, что Господь во всеуслышание задаёт вопрос: «Кто прикоснулся ко Мне? Ибо некто прикоснулся ко Мне, и Я почувствовал силу, исходящую из Меня». … Читать далее

 

 

проповеди иерея Александра Мартыненко

Священномученики диакон Феодор и диакон Гавриил (память 22 июня/5 июля)

5 июля 1938 года в Бамлаге по лагерному делу была расстреляна группа священнослужителей, обвиненных в совершении подпольных богослужений.

В числе этих служителей Божиих были священномученики диакон Феодор (Смирнов) и диакон Гавриил (Архангельский). Священномученик Феодор был постоянным клириком храма Святаго Духа сошествия с 1917 года до его закрытия в 1932 году. Священномученик Гавриил, как видно из послужного списка священнослужителей храма за 1931 год, служил диаконом в храме на Лазаревском кладбище с 1930 года.[1] Впервые его имя появляется в этом, последнем сохранившемся послужном списке храма Святаго Духа сошествия. В ранее опубликованном жизнеописании сщмч.Гавриила этот факт еще не приводился.

Священномученики Феодор и Гавриил после закрытия храма Святаго Духа сошествия в 1932 году несли свое служение в разных храмах, были арестованы по разным следственным делам, но почти в один и тот же день. Промыслом Божиим они оказались в одном концлагере и в одном отряде, были арестованы вновь по одному лагерному делу, терпели страдания в особенно тяжких условиях лагерного следствия и вместе приняли мученическую кончину. Ныне священномученики Феодор и Гавриил вместе предстоят Престолу Божию, молясь о своем Отечестве и о прихожанах храмов, где они несли свое служение.

 

Икона написана в мастерской "Диво"

Священномученик Феодор родился 5 апреля 1890 года в селе Раменье Волоколамского уезда Московской губернии (ныне Шаховской район Московской области) в семье псаломщика Владимира Смирнова. В 1913 году Феодор окончил три курса Вифанской Духовной семинарии. Он женился на дочери священника Василия Ивановича Орлова Анне, брат которой, священник Сергий Орлов, впоследствии мученически пострадал во время безбожных гонений (Память сщмч. Сергия (Орлова) 8/21 декабря). 4 апреля 1913 года Митрополитом Московским и Коломенским Макарием Феодор был рукоположен и 13 апреля определен диаконом к Воскресенской церкви села Раменье[2]. До 1917 года отец Феодор прослужил в этом храме, являясь также преподавателем Закона Божия в Михалевской и Воскресенской земских школах.

16 ноября 1917 года диакон Феодор был переведен в Духосошественский храм на Лазаревском кладбище в Москве. 28 октября 1920 года он был награжден двойным орарем. Как требовалось писать в 30-е годы в «анкетах на служителя культа», отец Феодор «выполнял культовые обязанности по выбору общего собрания верующих». В обстановке голода, нищеты, гонений и слежки священнослужители храма продолжали самоотверженно служить Богу и ближним. В анкете, составленной властями, все они названы неимущими, то есть, нищими.

Вот как вспоминает о тех годах известный ученый, искусствовед О.И.Подобедова, являвшася в юности прихожанкой храма Св.Духа:

«С 1927 года я стала ходить в Лазаревский храм регулярно. Там было очень хорошо: пел хор под управлением церковного композитора Булыгина. Служба была торжественная. Настоятелем храма был о. Иоанн Смирнов (священномученик Иоанн (Смирнов), + 1937). С ним служили еще два протоиерея: о. Алексей Страхов и скромный, тихий, благоговейный о. Алексей (видимо, имеется в виду прот. Алексий Александрович Сарыевский). Постоянно служил диакон о. Федор. Человек глубоко верующий, благоговейный. У него было много детей. Младший мальчик часто прибегал в Храм. Очень любил отца…»[3]

Много лет спустя, сын сщмч. Феодора Петр с большой любовью вспоминал об отце, которому он был много обязан приобщением к дому Божьему. Несмотря на то, что воцерковление и своих собственных детей было в то время небезопасным даже для священнослужителей, отец Феодор в семь лет ввел его в алтарь, где он продолжал прислуживать и тогда, когда отец был арестован – к этому времени Петру исполнилось 15 лет. Он вспоминал, что, именно благодаря отцу, он пронес через всю тогдашнюю тяжелую жизнь радость познания Божией истины и очищающей душу благодати.

В 1932 году храм на Лазаревском кладбище был закрыт властями, и диакона Феодора перевели в храм в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной Роще [4], где он прослужил до своего ареста. Видимо, это был ближайший храм к дому о.Феодора, проживавшего на улице Шереметьевской.

Священномученик Феодор был арестован 10 декабря 1937 года по обвинению в «контрреволюционной агитации» и заключен в Таганскую тюрьму. При обыске у о.Феодора была изъята переписка.

Из «Анкеты арестованного»:

…Имущественное положение в момент ареста – «Ничего не имел»;

Имущественное положение до 1917 года – «Дом, двор, сарай, корову». (…)

Из Протокола допроса священномученика Феодора (Смирнова), состоявшегося 15 декабря:

(…)

— Кто из Ваших родственников и знакомых репрессирован органами Советской власти?

— Из моих родственников никто не репрессирован органами, из знакомых служителей культа арестованы:

1) Смирнов Иван Михайлович – настоятель церкви у Крестовской заставы, арестован около месяца тому назад; 2) Воскресенский Иван Сергеевич – дьякон тож же церкви, арестован около месяца тому назад.

– Ваше отношение к советской власти?

– Мое отношение к советской власти лояльное.

– Вы говорите неправду, следствие располагает материалами, что вы антисоветски настроенный человек. Дайте правдивые показания.

– Я говорю только правду.

(…)

– Расскажите следствию о Вашей контрреволюционной деятельности среди окружающих.

– Контрреволюционной деятельностью я не занимался.

– Вы говорите неправду, следствие располагает материалами, что вы среди окружающих распространяли контрреволюционные слухи о гонении на религию и духовенство в Советском Союзе, о насильственном закрытии церквей, а также вели контрреволюционную деятельность, направленную на срыв выборной кампании в Верховный Совет. Дайте правдивые показания.

– Вышеуказанной деятельностью я не занимался.

Больше ничего добавить не могу…»

Мы не знаем, какие угрозы, избиения, возможно, пытки скрываются за скупыми строками единственного вопроса. Но священномученик Феодор не оговорил ни себя, ни кого-либо другого.

Тогда в качестве штатного свидетеля был вызван настоятель храма иконы Божией Матери «Нечаянная радость», где служил диакон Феодор, священник Аркадий Янковский[5], который дополнил своими показаниями следственный материал. Он показал, что диакон Феодор «среди окружающих вел антисоветскую агитацию, направленную на срыв выборов в Верховный Совет. В моем присутствии он заявлял: “Коммунисты хвалятся, что у них в стране самые демократичные выборы, – это неправда, в стране нет никаких демократичных выборов. Кандидатов в Верховный Совет выставила сама партия, а не народ. За этих кандидатов она будет насильно заставлять голосовать. Но я хорошо знаю, что на это многие не пойдут, они будут голосовать против этих кандидатур, а некоторые и совсем не пойдут на выборы”…Как-то меня на улице встретил Смирнов и спросил: “Вы ничего не знаете?” Я удивленно спросил: “А что?” Тогда он мне рассказал такую вещь: “Вы посмотрите, что делается в Советском Союзе, – церкви все закрываются без согласия верующих. Верующие и духовенство подвергаются гонению. За то, что они верующие, их арестовывают и высылают в отдаленные места Советского Союза, где пытают и морят голодом”»[6].

 

Из «Обвинительного заключения»:

«…Допрошенный по делу обвиняемый Смирнов Ф.В. виновным себя не признал, но достаточно уличается показаниями свидетелей. На основании изложенного – ОБВИНЯЕТСЯ:

в том, что будучи враждебно настроенным к партии и советской власти, среди окружающих его лиц систематически вел к-р фашистскую агитацию, вел к-р агитацию против выборов в Верховный Совет СССР и распространял разного рода ложные к-р провокационные слухи о войне и якобы скорой гибели советской власти, о тяжелом материальном положении трудящихся в СССР, о якобы существующем в СССР гонении на религию и духовенство и т.д., т.е. в преступлении, предусмотренном ст. 58, п. 10 ч. 1 УК РСФСР.

… Вещественных доказательств по делу нет».

Следственное дело было направлено на рассмотрение тройки при УНКВД СССР по Московской области. Словно в подтверждение так называемых «ложных слухов», 20 декабря 1937 года диакон Феодор был приговорен тройкой к десяти годам заключения в «исправительно-трудовом» лагере.

Священномученик был отправлен в город Лесозаводск Приморского края в 19-е отделение Бамлага, 145-ю колонну, где столкнулся с голодом, непосильным каторжным трудом и нечеловеческими условиями содержания. Известно, что родные о.Феодора получили от него только одно письмо и отправили ему одну посылку, после чего связь с ним полностью прервалась.

В начале марта 1938 года осведомители донесли в оперчасть НКВД, что собравшиеся в лагере священники поют вслух молитвы и обсуждают грядущие церковные праздники. В феврале против духовенства и верующих, заключенных 145 колонны лагеря, было начато новое дело по обвинению их в нелегальных религиозных сборищах, контрреволюционной пропаганде, проведении религиозных обрядов, пении религиозных песен. 12 марта в качестве обвиняемого был допрошен один из священников Московской епархии, протоиерей Леонид Харьюзов, признавший себя виновным в том, что участвовал в контрреволюционных разговорах, которые велись среди заключенных. Был допрошен священник из Москвы Иоанн Соколов, который также признал себя виновным и подтвердил, что контрреволюционные разговоры духовенством велись, затем стали допрашиваться свидетели. Всего по делу привлекли тридцать одного человека, из них четверо признали себя виновными, остальные виновными себя не признали, в том числе и диаконы Феодор Смирнов и Гавриил Архангельский.

Отец Феодор был арестован и, вместе с другими тридцатью священнослужителями, 31 марта 1938 года был приговорен к расстрелу тройкой при УНКВД СССР по Дальневосточному краю (Дело Д.Р-607 архива УВД по Амурской (Омской) обл.).

Приговор заключенным даже не был объявлен, и еще три месяца вплоть до расстрела приговоренных к смерти по-прежнему отправляли на общие работы. Священномученик Феодор Смирнов был расстрелян 5 июля 1938 года и погребен в общей безвестной могиле.

Родным сщмч. Феодора не было послано никакого извещения. Без ответа остались и многочисленные запросы супруги о.Феодора, сделанные после XX съезда КПСС. Лишь в 1989 году в ответ на свои настойчивые запросы Петр Феодорович Смирнов получил ответ:

«…На основании ст.1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х гг.», Смирнов Ф.В. реабилитирован. Так как при аресте имущество и ценности не конфисковывались, а Смирнов Ф.В. на момент ареста в народном хозяйстве не работал, выплата денежной компенсации Вам не предусмотрена…» Для выяснения дальнейшей судьбы отца Феодора его сыну рекомендовали обратиться в другое ведомство – в МВД.

По второму, лагерному делу священномученик Феодор (Смирнов) и другие священнослужители были оправданы ранее – 15 ноября 1956 года, Президиумом Приморского краевого суда, из постановления которого мы можем получить некоторое представление о том, в чем была суть этого лагерного дела и как проходило следствие:

 

Из Постановления Президиума Приморского краевого суда 15 ноября 1956 г., отменяющего постановление тройки УНКВД Дальневосточного края от 31 марта 1938 г.  и прекращающего дело производством за недоказанностью обвинения:

«Как видно из материалов дела, обвинение всех осужденных было построено на показаниях 4-х человек — обвиняемых Харьюзова, Соколова, Иванова и Дмитриевского, которые признали свое участие в к/революционных религиозных сборящах и пояснили, что к/революционной агитацией занимались и другие лица, привлеченные по настоящему делу.

Однако все остальные 27 человек обвиняемых виновными себя не признали.

…Из анализа показаний свидетелей, да и самих обвиняемых видно, что их преступная деятельность не доказана. Ни один из свидетелей не показал ни об одном конкретном факте антисоветской агитации со стороны обвиняемых, в силу чего и нельзя установить, являлись те или иные высказывания антисоветскими. Причем не разграничена конкретная деятельность каждого из обвиняемых. …Других каких-либо данных, подтверждающих виновность осужденных, органами следствия добыто не было. При наличии изложенного президиум находит, что вышеуказанные лица осуждены без достаточных к тому оснований…»

 

Икона написана мастерской "Диво"Священномученик Гавриил (Архангельский), принявший мученическую кончину вместе со сщмч.Феодором (Смирновым), родился в 1885 году в селе Архангельское Волоколамского уезда Московской губернии в семье псаломщика Николая Архангельского, имел родного брата Михаила (впоследствии священник Михаил Николаевич Архангельский умер в ссылке в начале 1936 года).

В 1906 году по увольнении из 4-го класса Волоколамского духовного училища Гавриил был назначен псаломщиком к Петропавловскому храму, что при реке Клязьме в селе Петропавловское Богородского уезда, в 1909 году – переведен псаломщиком к Михаило-Архангельскому храму в селе Архангельском Волоколамского уезда, в 1911 году – к Петропавловскому храму при Мариинской больнице в Москве. Это назначение и посвящение в стихарь отец Гавриил получил от епископа Дмитровского Трифона. С 1907 года отец Гавриил был учителем пения в Старо-Псарьковской церковно-приходской школе в Богородском уезде, с 1910 года – в Михаило-Архангельской церковно-приходской школе. Супругу о.Гавриила звали Надежда Анисимовна (фамилия в девичестве неизвестна).

28 сентября 1915 года отец Гавриил был рукоположен во диакона к Петропавловской церкви при Мариинской больнице в Москве, где служил псаломщиком[7]. В этом храме священномученик прослужил до 1919 года, после чего 2 года находился в тыловом ополчении. С 1921 по 1927 год отец Гавриил состоял певцом в Государственной Академической Капелле.

С 1930 года отец Гавриил служит диаконом в храме Святаго Духа сошествия на б.Лазаревском кладбище в Москве[8] вместе с будущими священномучениками протоиереем Иоанном (Смирновым) и диаконом Феодором (Смирновым). К сожалению, до закрытия этого святого храма оставалось уже не более двух лет…

После закрытия храма Святаго Духа отец Гавриил около двух лет служил в храме Воскресения Словущего в Сокольниках. С 1934 года диакон Гавриил служит в Преображенском храме на Преображенской площади. Здесь его и застали гонения конца 1930-х годов. У отца Гавриила в то время было трое детей, младшему из которых было 14 лет.

10 – 11 декабря 1937 года были арестованы некоторые члены причтов Преображенского и Богоявленского, что в Елохове, храмов и среди них диакон Гавриил Архангельский, и заключены в Таганскую тюрьму.

В «Справке на арест» приводятся заведомо неправдоподобные слова отца Гавриила: «…Фашизм безусловно победит во всем мире. Дни испанского правительства сочтены и после этого возмутся и за наших коммунистов».

Через три дня после ареста диакон Гавриил был допрошен. Узнав, кто еще служил с ним в храме, часто ли собирались вместе служившие и по какому поводу, следователь спросил, не велось ли между ними разговоров на политические темы, когда они собирались у архиепископа Дмитровского, викария Московской епархии Сергия (Воскресенского).

– При посещении нашим причтом архиепископа Сергия никаких разговоров на общественно-политические темы мы не вели. Помню только, что, когда была опубликована новая конституция, архиепископ поздравил нас с получением гражданских прав, – сказал отец диакон.

– Следствие располагает данными, что вы лично среди окружающих вас лиц духовного звания и верующих вели контрреволюционную пропаганду, распространяя провокационные слухи о гонении на религию и духовенство в СССР, о предстоящей войне фашистских стран с СССР и поражении последнего в этой войне. Признаете ли вы это?

– Нет, я этого не признаю.

16 декабря следователи допросили диакона Михаила Толузакова, привлекавшегося ими в качестве свидетеля во всех тех случаях, когда у них не было достаточных данных, чтобы оформить обвинение. О диаконе Гаврииле он показал: «Архангельский враждебно настроен против советской власти. Проводил работу по привлечению верующих к церкви, во время закрытия церкви на Красной Пресне подстрекал верующих к массовым выступлениям и сбору подписей под протестом против закрытия церкви»[9].

20 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила диакона Гавриила к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Обвинение гласило: «активный участник к/р фашистской группы попов, руководимой попом Ярцевым, фашистская а/с агитация, распространение провокационных слухов», Статья ст.58–10–11 УК РСФСР; Групповое дело «дело группы московских церковников (декабрь 1937г.)»

5 февраля 1938 года отец Гавриил с этапом заключенных прибыл в город Лесозаводск, в 19-е отделение Бамлага НКВД.

Почти сразу же после прибытия в лагерь против него и духовенства, находившегося в лагере и собранного в 145-й колонне, было начато новое дело.

Диаконы Федор и Гавриил и другие священномученики претерпели страдания за свою любовь к молитве и богослужению. Трудно представить себе, как в условиях каторжного труда, голода, холода и страха, служители Божии находили силы и мужество для того, чтобы тайно собираться для совершения служб.

Как известно из документальной литературы, при производстве следствия в лагере подследственные находились в особенно тяжких, невыносимых условиях.

31 марта 1938 года тройка НКВД на основании показаний свидетелей и некоторых обвиняемых приговорила к расстрелу всех обвиненных священнослужителей. Однако они не были сразу убиты, продолжали ходить на общие работы, иные же страдальчески скончались до исполнения приговора, как священник Алексий Протопопов[10].

5 июля 1938 года все арестованные, кто дожил до этого последнего для них дня на земле, были расстреляны, в их числе священномученики Феодор (Смирнов) и Гавриил (Архангельский).

Дети отца Гавриила не имели о нем никаких сведений, считали, что он выслан без права переписки и пытались ходатайствовать о пересмотре его дела.

 

Определением Священного Синода от 12 октября 2007 г.[11] священномученики Феодор (Смирнов) и Гавриил (Архангельский), по представлению Московской епархии, причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских. Память их совершается в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских в первое воскресенье, начиная от 25 января/07 февраля и в день мученической кончины 22 июня/5 июля.

 

Примечания

[1] ЦГАМО Ф. 4570 оп.1 д. 13 л.40 и л.40 об., списки за 1931 г.

[2]ЦИАМ.Ф.2094, оп. 1, д. 1, 1916г., л. 20, об-21. Цит. по: Игумен Дамаскин (Орловский). Жития Новомучеников и Исповедников Российских XX века. Июнь.

[3] Воспоминания О.И.Подобедовой, рукопись 1994 г.

[4] АМП. Послужной список.

[5]   Янковский Аркадий Иосифович (1888 г.р.), окончил юридический факультет Казанского университета. В 1913 году епископ Пермский и Соликамский Палладий (Добронравов) рукоположил его во священника к одному из храмов Пермской епархии. «В 1915 году в связи со сложившимися обстоятельствами, – как впоследствии написал Янковский, – не был авторитетен у епископа Андроника [Никольского], по своему личному желанию переехал на постоянную службу в Николаевск… где принял священство старообрядческой ориентации» // ГАРФ. Ф. 10035, д. П-56981, л. 40.

С 1922 года служил в старообрядческом храме в Самаре, с апреля 1922 года стал служить в Патриаршей Православной Церкви. В 1923 году поступил на службу в ОГПУ в качестве секретного сотрудника и в том же году по заданию ОГПУ перешел к обновленцам. В 1923 году по заданию ОГПУ Янковский стал посещать собрания адвентистов и баптистов и в конце концов получил приглашение от адвентистов, как пользующийся авторитетом у православного населения священник, возглавить их секту. Но в ОГПУ распорядились иначе и в 1924 году его снова направили служить в Патриаршую Церковь, и в этом же году он переехал в Москву, поселившись на территории закрытого к тому времени Новодевичьего монастыря, помещения которого были превращены в квартиры; служил в различных храмах Москвы; был возведен в сан протоиерея. Неоднократно совершал дисциплинарные проступки, за что был периодически запрещаем в священнослужении. В 1937 году он в очередной раз женился. В 1940 году он перешел в григорианский раскол и стал служить в храме на Даниловском кладбище, за что в том же году распоряжением митрополита Сергия (Страгородского) был извержен из священного сана. В 1941 году он ушел от григорианцев и в феврале 1942 года обратился к митрополиту Сергию, прося восстановить в священстве, на что получил ответ: «К сожалению, не в моей власти восстановить в сане» // ГАРФ. Ф. 10035, д. П-56981, л. 106.

Летом 1942 года во время семейной ссоры его супруга угрожающе заявила, что она когда-то сотрудничала с НКВД, на что Янковский ответил, что и он давний сотрудник органов и посему ничего не боится. В октябре 1942 года он сообщил супруге, что сотрудники НКВД собираются направить его священником в храм, расположенный вблизи города Щелкова, однако это не состоялось. 9 февраля 1943 года Янковский пришел в домоуправление на Арбате, не относящееся к месту его прописки, с заявлением, что желает прописаться в комнате будто бы его родственницы Татьяны Степановны Кедровой, скончавшейся несколько дней назад (имущество которой они с женой успели присвоить). В своем заявлении, для придания ему большего веса, он сделал приписку, что является сотрудником НКВД и начальство в НКВД поставлено в известность о его претензиях на комнату. Председатель домоуправления переправил это заявление в НКВД с припиской, что, по его мнению, Янковский – «самозванец, а не секретный сотрудник. Если бы он был таковым, то во всяком случае открывать себя не имел права, а тем более козырять этим в виде угрозы» // ГАРФ. Ф. 10035, д. П-56981, л. 103 об.

Потеряв работу в храме после ухода от григорианцев и получив отказ в восстановлении в сане от митрополита Сергия, Янковский, имея по службе в НКВД связь с Берией, попросил у него помощи относительно своего трудоустройства, и тот посоветовал ему обратиться к Белышеву [о нем см.: Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ столетия, составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Апрель. М., 2006. С. 124; или в электронном виде: житие преподобномученицы Евдокии (Павловой), с. 2]. 22 декабря 1943 года Янковский встретился с Белышевым, и в июне 1944 года глава обновленцев Введенский принял Янковского в состав обновленческой группы. Янковский подал заявление в Моссовет о своей регистрации как обновленческого священника, но зарегистрирован не был, так как дни обновленчества к тому времени были уже сочтены.

Оставшись без работы, Янковский стал ходить на Ваганьковское кладбище служить за определенную мзду по приглашению посетителей кладбища панихиды на могилах их родственников и на могиле почитаемого верующими протоиерея Валентина Амфитеатрова. Туда же ходили и сотрудники НКВД, один из которых, старший лейтенант госбезопасности Балакин, летом 1944 года отобрал у Янковского собранные тем деньги и вещи. Янковский написал Берии жалобу на Балакина, прося вернуть отобранное, и 27 июня того же года был вызван в управление НКВД по Московской области к некоему Андрееву, где был и Балакин. Андреев встретил его с порога упреком: «Вы не могли взять телефонную трубку и позвонить, пишете жалобы, пошли в защиту старух». Однако все взятые вещи были тут же возвращены.

Янковский после этого случая продолжал ходить на кладбище и зарабатывать панихидами, и 30 сентября снова встретил на Ваганьковском кладбище Балакина, который подошел к нему и с угрозой в голосе сказал: «Жалобы на нас пишете, совесть потеряли! Ну, подождите!..» И разразился длинным нецензурным ругательством.

Вскоре угроза была приведена в действие. Сотрудники НКВД, воспользовавшись заявлением в домоуправление, где Янковский назвал себя секретным сотрудником, и тем, что он говорил о том же и своей жене, 29 октября 1944 года постановили арестовать его и все его имущество, где бы оно ни находилось. 2 ноября 1944 года Янковский был арестован на Ваганьковском кладбище тем же сотрудником госбезопасности Балакиным.

28 апреля 1945 года Особое Совещание при НКВД СССР приговорило Янковского к трем годам заключения в исправительно-трудовом лагере «за разглашение сведений, не подлежащих оглашению, и нелегальную религиозную деятельность» // ГАРФ. Ф. 10035, д. П-56981, л. 113. Цит. по: Игумен Дамаскин (Орловский). Жития Новомучеников и Исповедников Российских XX века. Июнь.

[6] ГАРФ. Ф. 10035, д. 21637, л. 10. Цит. по: Игумен Дамаскин (Орловский). Жития Новомучеников и Исповедников Российских XX века. Июнь.

[7]ЦИАМ. Ф. 2126, оп. 1, д. 1135, л. 226-228; Ф. 2127, оп. 1, д. 469, л. 37 об-38. Цит. по: Игумен Дамаскин (Орловский). Жития Новомучеников и Исповедников Российских XX века. Июнь.

8 ЦГАМО Ф. 4570 оп.1 д. 13 л.40 и л.40 об., списки за 1931 г.

9 ГАРФ. Ф. 10035, д. 38944, л. 50. Цит. по: Игумен Дамаскин (Орловский). Жития Новомучеников и Исповедников Российских XX века. Июнь.

10 Священномученик Алексий (Протопопов); память 21 апреля/4 мая.

11 Выписка из журнала заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 октября 2007г.

Использованные источники:

  1. Дамаскин (Орловский), игумен. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Июнь. Тверь. 2008.
  2. Дамаскин (Орловский), игумен. Священномученик Феодор (Смирнов)// Московские Епархиальные Ведомости. 2007. N 11–12. С.177–178.
  3. Священномученик Гавриил (Архангельский)// Московские Епархиальные Ведомости. 2007. N 11–12.
    С.179.
  4. Биографический справочник «За Христа пострадавшие», ПСТГУ, М. 1997г.
  5. Воспоминания О.И.Подобедовой, рукопись 1994 г.
  6. http://martyrs.pstbi.ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/charset/ans

Воскресная школа

ОТКРЫЛАСЬ ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Занятия по воскресениям.
Приглашаем всех желающих с 6 лет.
Есть детская и взрослая возрастные группы.
Запись в храме за свечным ящиком.
Все занятия бесплатные.
Тел. для справок:
+7 926 522 10 88 (после 11ч) — матушка Фотиния

Проповеди протоиер. Андрея Кожевникова

 

 

 

 

 

 

 

ЖИЗНЬ, ПРОЖИТАЯ ДЛЯ ЛЮДЕЙ

Двенадцатого июля 20022г, в день празднования святых славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, ушел от нас наш дорогой Батюшка — архимандрит Сергий (Рыбко), настоятель храмов Святаго Духа сошествия на Лазаревском кладбище
и преподобного Сергия Радонежского в Бибиреве.

Под его руководством первый был восстановлен практически из руин, а на территории второго — воздвигнут новый во имя Собора Московских святых. Господь даровал ему и еще счастье — завершить строительство храма Торжества Православия в Алтуфьеве. Скольким храмам и монастырям он старался помогать — знает только Господь!

Его биографию при желании можно прочитать в сети.

Всю свою жизнь без остатка отец Сергий отдал Церкви и ближним, приняв монашеский постриг в Богом хранимой Оптиной Пустыни.
Он жил любовью ко Господу и дарил любовь ближнему.

Любовь дала ему слово, и Батюшка нес пламенное слово Божие в проповеди: в храмах, на озере в Оптиной, на рок-концертах и фестивалях, в клубах и личных беседах.

Любовь дала ему сердце сострадательное и нежное, способное откликнуться на нужду, скорбь или недоумение и дать отраду и опору, укрепить в вере и преданности Воле Божией. Батюшка спешил делать добро.

Любовь дала ему силу попечительности о благолепии Домов Божиих и Богослужений.

Любовь дала ему ревность о чистоте Православия, слово против ересей и расколов, которым он оберегал и сохранял своих чад от погибельных веяний и ласкательств, учил послушанию священноначалию, чтению Святых Отцов и необходимости делом исполнять чтомое.

Любовь дала ему сердце настоящего патриота России. Этой любовью, молитвой и делами он служил земному Отечеству, воспитывая воинов, соработничая нашим защитникам и в тяжелых 1990-2000-х, и одним из первых поддержав начатую в феврале СВО.

Слово человеческое не сможет описать ту Любовь, которой жил, руководствовался, пытался передать   и   научить   нас   всех    дорогой   наш отец Сергий.

ОТКРЫЛАСЬ ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Занятия по воскресениям.
Приглашаем всех желающих с 6 лет.
Есть детская и взрослая возрастные группы.
Запись в храме за свечным ящиком.
Все занятия бесплатные.
Тел. для справок:
+7 926 522 10 88 (после 11ч) — матушка Фотиния

 

Проповедь иерея Геннадия Орлова на праздник Рождества Пресвятой Богородицы.

Дорогие братья и сестры, поздравляю вас с великим праздником Рождества Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, через  Которую явился в мiр Господь наш Иисус Христос!

Иоаким и Анна, родители Пречистой, были «заматоревшие в годáх своих», то есть в преклонном возрасте. Они всю жизнь страдали от того, что Господь не даëт им чад.  А нужно заметить, что по еврейским понятиям, богатство и наличие детей считались признаками богоугодности человека: если Бог не дал наследников, значит Он не хочет продолжения грешного рода, потому что этот род не достоин наследовать Царство Мессии. Именно поэтому Иоаким и Анна были притесняемы соплеменниками. Однажды у Иоакима даже не приняли дар, который он принес к  Жертвеннику.

А в наше время часто бывает, что молодая семья начинает планировать свою жизнь: «сначала мы получим образование, найдем хорошую работу, потом купим квартиру… А иначе как маленького воспитывать?» Это, на самом деле, не забота о потомстве, а страх «груза» воспитания детей.

Читать далее

ПАМЯТИ АРХИМАНДРИТА СЕРГИЯ (РЫБКО)

ПАМЯТИ АРХИМАНДРИТА СЕРГИЯ (РЫБКО)

 12 июля 2022 года скончался архимандрит Сергий (Рыбко), настоятель храма Святаго Духа сошествия на бывшем Лазаревском кладбище и храма прп. Сергия Радонежского в Бибиреве, на территории которого трудами архимандрита Сергия возведен новый большой храм во имя Собора Московских святых.

Вся пастырская, духовническая и миссионерская деятельность отца Сергия была основана на твердой и непорочной Православной вере, тщательном изучении и исполнении Евангелия и творений Святых Отцов Православной Церкви. Именно поэтому любовь к молитве и монашеское жительство сочеталось в деятельности батюшки с широкой и активной проповедью, обращенной не только к благочестивым прихожанам, но и к невоцерковленным людям самых разных взглядов и возрастов, в том числе к неформальной молодежи.

Читать далее

20 августа на 40 день со дня смерти архимандрита Сергия управляющий Северо-Восточного викариатства архиепископ Егорьевский Матфей совершил панихиду у храма Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище г. Москвы на могиле архимандрита Сергия (Рыбко), почившего настоятеля храма прп. Сергия Радонежского в Бибирево г. Москвы.
 
Его Высокопреосвященству сослужили клирики Северо-Восточного викариатства и города Москвы.

Слово Влыдыки Матфея на могиле архимандрита Сергия (Рыбко):

Статья про Батюшку в газете Звездный бульвар.

Он жил в маленькой келье и построил огромный храм!!!.

Фото из личного архива

Завтра исполняется девять дней со дня смерти  архимандрита Сергия (Рыбко), настоятеля бибиревского храма Собора Московских святых, большого друга нашей окружной газеты. «ЗБ».(Звездный Бульвар)

Неожиданные повороты судьбы сближали его с учениками Христа. Он ведь в юности был самым настоящим хиппи, а ещё ударником в рок-группе. Это, кстати, и определило его первое послушание, когда он пришёл в церковь. Опыт игры на барабане помог освоить служение звонарём на колокольне. Вспышка веры в душе оказалась настолько яркой, что застигла его буквально на ходу.

Читать далее

МОНАХ С ГИТАРОЙ. Памяти отца Сергия (Рыбко)

МОНАХ С ГИТАРОЙ. Памяти отца Сергия (Рыбко)

20 июля – 9 дней, как почил о. Сергий (Рыбко). Протоиерей Александр Авдюгин делится воспоминаниями о своем друге.

Ушел в канун апостольского праздника Петра и Павла в селения Небесные архимандрит Сергий (Рыбко), которого даровал мне Господь знать с времен уже давних, можно даже сказать, древних…

Некрологи уже написали многие, даже Патриарх добрые слова произнес и молитву вознес. И слава Богу. Достоин отец Сергий и слов добрых, и молитвы искренней.

Мне Господь благословил возможность общаться с батюшкой еще в прошлом веке, в Свято-Введенском монастыре Оптина Пустынь, где тогда отец Сергий пребывал. И общение это длилось практически весь 1990-й год…

***

В конце Великого поста 1990-го года было уже реально тепло. Возвращался я вечером из издательского отдела монастырского, он в те времена в домике, слева от будущей колокольни, располагался, в свою келлию, которая в скиту была. Еще не доходя Амвросиевского колодца, что у входа в скит, увидел группу молодых, оригинально одетых людей, по внешнему виду – стопроцентных хиппи. Услышав их речь и оценив манеру общения, в своем определении утвердился, и когда они решили идти к «Озеру Любви», о котором в монастыре говорили или с восхищением, или, чего было больше, с вопросительным осуждением, пошел за

Читать далее